Вы здесь

Информация об участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области в мониторинге правоприменения

 Правовые основы осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации закреплены Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 названного Указа на Министерство юстиции Российской Федерации возложено осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

Данные полномочия к компетенции территориальных органов Минюста России не отнесены.

В то же время в перечни полномочий управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации включено проведение в установленном порядке мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 19 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26).

С учетом данных положений Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области (далее – Управление) осуществляет мониторинг применения нормативных правовых актов Ярославской области в соответствии с поручениями Министерства юстиции Российской Федерации и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Одно из основных направлений участия Управления в процессе мониторинга правоприменения – проведение обзоров и мониторингов законодательства в различных сферах правоотношений, а также подготовка аналитической информации.

Данные материалы направляются в Минюст России и Главное управление Минюста России по Москве, а также Главному федеральному инспектору по Ярославской области и органы государственной власти Ярославской области.

При проведении указанной работы Управлением рассматриваются следующие вопросы:

- состояние и динамика законодательства Ярославской области в определенной сфере правового регулирования, наличие пробелов, коллизий, проблем правоприменения с учетом последних изменений федерального законодательства;

- состояние законности нормативных правовых актов Ярославской области, анализ выявленных нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства при проведении первичной и повторной правовой экспертизы, меры, которые необходимо принять для их устранения;

- анализ судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации.

В первом полугодии 2014 года Управлением подготовлено 8 обзоров и 1 мониторинг законодательства Ярославской области, среди них:

- обзор по результатам мониторинга законодательства Ярославской области, проводимого в целях выявления в нем положений, способствующих проявлению коррупции;

- обзор нормотворчества Ярославской области в сфере государственной гражданской службы;

- обзор нормотворчества Ярославской области в сфере образования;

- обзор нормотворчества Ярославской области в сфере профилактики экстремизма;

- обзор практики ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области;

- обзор нормотворчества Ярославской области в сфере порядка ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ярославской области;

- обзор законодательства по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора);

- обзор законодательства в сфере реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- мониторинг правовых актов Ярославской области, принятых во исполнение положений Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Так, в процессе проведения обзора нормотворчества Ярославской области в сфере государственной гражданской службы было установлено, что законодательством Ярославской области  не определены порядок и условия возмещения расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего Ярославской области и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (пункт 9 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно письму Правительства Ярославской области для урегулирования указанного вопроса был разработан проект указа Губернатора Ярославской области, принятие которого планировалось в первом полугодии 2014 года.

Еще одним элементом мониторинга правоприменения является проведение Управлением правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области.

В первом полугодии 2014 года Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 1190 нормативных правовых актов Ярославской области, в том числе 56 законов области, 142 указов, постановлений и распоряжений Губернатора области, 495 постановлений Администрации и Правительства области, 497 приказов департаментов, агентств и инспекций области.

Наибольшее количество нормативных правовых актов принято по вопросам социальной поддержки населения, бюджетного законодательства, предоставления государственных услуг, природопользования, исполнения государственных функций и регулирования тарифов.

При осуществлении контроля за соответствием нормативных правовых актов Ярославской области федеральному законодательству в указанном периоде выявлено 15 нормативных правовых актов Ярославской области, содержащих нарушения федерального законодательства (2 указа Губернатора области, 2 постановления Правительства области, 11 приказов департаментов и агентства области), среди них 10 актов, в которых нарушения федерального законодательства были выявлены при проведении повторной правовой экспертизы.

В аналогичном периоде 2013 года было выявлено 2 нормативных правовых акта Ярославской области, содержащих нарушения федерального законодательства (1 постановление Правительства области и 1 приказ департамента области).

Таким образом, доля нормативных правовых актов Ярославской области, не соответствующих действующему законодательству, в первом полугодии 2014 года составила 1,26% от общего количества нормативных правовых актов Ярославской области, по которым в отчетном периоде проведены первичная и повторная экспертиза, и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года
на 1,05 %.

Нарушения федерального и регионального законодательства в отчетном периоде выявлялись в следующих сферах общественных отношений:

- в сфере предоставления государственных услуг – 1 приказ департамента области;

- в сфере образования – 1 указ Губернатора области, 1 постановление Правительства области и 9 приказов департамента области;

- в сфере здравоохранения – 1 постановление Правительства области;

- в сфере рассмотрения обращений граждан – 1 указ Губернатора области и 1 приказ департамента области.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в указанном периоде выявлен 1 акт (приказ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области), содержащий коррупциогенный фактор.

В настоящее время все указанные акты приведены в соответствие с действующим законодательством, выявленный коррупциогенный фактор устранен.

Важной формой участия органов юстиции в нормотворческом процессе, позволяющей не допускать нарушений законности на стадии принятия акта является проведение правовой экспертизы проектов законов области и участие специалистов Управления в заседаниях Ярославской областной Думы, ее комитетов и рабочих комиссий.

В первом полугодии 2014 года Управлением подготовлено 109 заключений на проекты законов Ярославской области и поправки к ним, из них 63 заключения - с замечаниями и предложениями.

Кроме того, на основании пункта 2.7 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, в текущем году сотрудники Управления были включены в состав рабочей группы комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам по проведению правового мониторинга Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе».

По результатам проведенного правового мониторинга был подготовлен проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе».

Особое место в мониторинге правоприменения занимает работа с обращениями граждан и их объединений.

Так, за указанный период в Управление поступило 22 обращения по вопросу различным вопросам применения действующего законодательства. Все поступившие обращения были рассмотрены, гражданам направлены ответы в пределах компетенции Управления.

Управление также проводится работа по взаимодействию с институтами гражданского общества, осуществляющими свою деятельность на территории Ярославской области.

В этих целях Управлением был разработан проект соглашения, предусматривающий в том числе обмен информацией по вопросу осуществления мониторинга и о результатах его проведения, консультации по вопросам осуществления мониторинга, а также создание совместных экспертных и (или) рабочих групп по указанным вопросам.

Предложения о заключении соглашения о взаимодействии в сфере осуществления мониторинга совместно с его проектом были направлены Адвокатской палате Ярославской области, Общественной палате Ярославской области, Ярославской областной нотариальной палате, Ярославской областной торгово-промышленной палате, Ярославскому отделению Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Ярославскому региональному отделению Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет», Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)».

В настоящее время соглашения о взаимодействии в сфере осуществления мониторинга правоприменения заключены с Общественной палатой Ярославской области и Ярославской областной торгово-промышленной палатой, остальные соглашения находятся на рассмотрении.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что Управление выполняет возложенные функции по осуществлению мониторинга правоприменения на достаточно высоком уровне.

Вместе с тем полагаем, что в целях единообразной практики проведения мониторинга правоприменения и повышения ее эффективности, необходимо принятие методических рекомендаций по участию территориальных органов Минюста России в осуществлении мониторинга правоприменения.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).